Первым стилем, который я освоил, был робот. Это был 72-73 год. Всю информацию я получал на улицах, но роботу меня научила моя сестра. Потом я стал танцевать топ-рок, его еще называли рокинг. А потом занялся брейком. В Нью-Йорке смешано много разных национальностей, и в то время латиноамериканцы больше танцевали рокинг, а афроамериканцы – брейкинг, а уже потом, когда они смешались, эти стили слились воедино и стали смешивать рокинг и брейкинг. Я тоже делал это, года до 78-79. Затем в Бронксе брейк «умер», его просто перестали танцевать. Когда я би-боил, надо мной смеялись, и в итоге я тоже перестал его танцевать. До того момента, пока я не увидел членов Rock Steady Crew, танцующих брейк. И я вернулся к брейку. А потом я увидел по телевизору Electric Boogaloos – и запал на поппинг. Так что вот мой путь: робот – рокинг – брейкинг – снова брекинг – поппинг и затем локинг.
Но из этих стилей ты предпочитаешь поппинг?
Поппинг и рокинг, рокинг и поппинг. Я все еще танцую топ рок.
Как ты понимаешь «собственный стиль» в танце?
Если ты говоришь о поппинге, поппинг – это стиль танца. Если ты видишь человека, который не собирается его учить правильно, ты можешь сказать, что у него нет стиля. Есть только один стиль поппинга, который уже создан. Танцуя, ты должен иметь свое собственное чувство стиля. Но ты должен значить его основы. Например, если я хочу танцевать балет, я должен иметь представление об этом стиле, я не могу выйти на сцену и казать: «Извините, подвинетесь, у меня собственный стиль балета».
А что по поводу чувства?
Флэйва – это выражение себя. Чтобы иметь собственную флэйву, тебе надо смотреть внутрь себя. У каждого она своя. Ты учишь стиль и смешиваешь со своей флэйвой, ощущением.
Есть ли для тебя разница между словами стиль и танец?
Для меня существует много танцевальный стилей: поппинг, локинг, брейкинг, апрокинг, балет, джазз и так далее. Это разные стили. Ты можешь танцевать, но когда тебя спросят, что ты танцуешь, ты скажешь: джаз, модерн, хип-хоп, брейк…
Ты всему обучался сам, на улице?
Когда мы говорим «улица», мы ведь имеем в виду улицу не в прямом смысле, мы говорим в общем о людях, которые поводят на улице большую часть жизни, которые выросли на улицах, это братства, сплоченные общими интересами, это особая культура, вечеринки, джемы. Это черные братства. Крыши зданий – вот где мы учились, тренировались.
То есть, ты развивался в танце на джемах, вечеринках?
Да. Когда я узнавал, что намечается крутая туса, я сбегал из дома по пожарной лестнице. Там обычно была моя сестра, все курили, пили, танцевали рокинг. Вот так вот я жил.
Как называлась твоя первая команда?
RockSteady. Когда их увидел, я впервые подумал, что, наверное, можно было бы потанцевать в группе. Но я тогда уже отошел от брейкинга и занялся поппингом. Я к этому времени уже состоял в команде MC, и помимо этого мы мы в Бронксе танцевали поппинг. Мы стали называться RockSteady Electric Company – это была моя первая команда.
Ты заядлый участник баттлов?
Под баттлами я подразумеваю настоящие баттлы, не конкурсы. Настоящие баттлы происходят во время вечеринок, когда вокруг собирается огромная толпа и все криками показывают, кто победил. Так что участвовать или не участвовать – это только твое личное дело.
Настоящие баттлы обходятся без судей?
Иногда судьи бывают, иногда нет. Но я знаю, что я победил, когда моя девушка говорит мне: «О, ты был лучшим!»
Твое мнение о культуре баттлов…
Баттлиться можно во всем, что угодно: в читке репа, в пении, в ди-джеинге, в гонке на машинах, в танцах, и причина, почему ты баттлишься, – это деньги приз. Второе – это ради девчонок. Ну и третье – ради репутации, конечно. На тебя может наехать чувак из другого района, другого цвета кожи – и ты должен постоять за себя, отстоять свою репутацию и репутацию своего района.
Ты – судья «Жюст Дебу 2008». Расскажи, по какому принципу ты судишь?
Обычно в каждом баттле по четыре выхода. Я сужу по каждому выходу: смотрю, кто в каком выходе сильнее, и потом суммирую. Ну и, конечно, все завит от стиля. Поппинг я буду судить по технике поппинга – и никак иначе.